Со школьной скамьи всем нам известно правило, появившееся ещё в древности: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Об этом матемаики никогда не говорят, но по умолчанию подразумевается, что количество слагаемых и их величина после перестановки остаются неизменными. Если мы изменим количество слагаемых или изменим величину хотя бы одного из них, о перестановке слагаемых уже не может быть речи. В этом случае мы перешли от одной суммы к совершенно другой сумме и эти две суммы никак между собой не связаны.
Но математики утверждают, что после перемены слагаемых сумма может меняться. Даже конкретные «примеры» из жизни приводят. В статье «Что не так с перестановкой слагаемых?», рассчитанной на младших школьников, приводится несколько примеров, якобы доказывающих, что сумма зависит от порядка сложения. При этом матемаики сами не понимают, что же именно они делают. Давайте рассмотрим эти «примеры» более внимательно.
Вы приходите в ювелирный магазин. Просите продать вам коробочку для перстня за 100 рублей и перстень за 100 000 рублей. Общая сумма равна 100 100 рублей. Но если вы купите сперва перстень а потом согласитесь на упаковку этого перстня, «то цена покупки может оказаться больше, например 100 тысяч 500 рублей!» (цитирую шедевр математической мысли из оригинала). Что же фактически сделали математики? Они изменили величину одного из слагаемых. Ведь «коробочка для перстня» и «упаковка» — это совершенно разные вещи, если они имеют разную цену. Слагаемое «упаковка», скорее всего, включает в себя: «коробочка_для_перстня + декоративная_коробочка + лента_с_бантиком + пакетик».
Перестановка слагаемых |
На рынке продаются апельсины и яблоки по одинаковой цене 100 рублей за килограм. Вы покупаете одно яблоко за 10 рублей и тонну апельсин за 100 000 рублей. Общая сумма равна 100 010 рублей. «Если же вы берете тонну апельсинов, да еще просите добавить туда одно яблоко, «они ведь по одной цене», то получите то же самое, скорее всего, «всего лишь» за 100 000 рублей.» (цитирую ещё один шедевр математической мысли). Сумма «яблоко + 1_тонна_апельсин» превращается в другую сумму «1_тонна_апельсин + ноль». Здесь после перестановки одно слагаемое исчезло, что привело к другому результату. Можно предположить, что из тонны взяли один апельсин и заменили его одним яблоком. Либо одно яблоко было подарено бесплатно в качестве бонуса за крупную покупку. Но это уже психология рынка, а не математика.
Вот так взрослые математики обманывают маленьких деток. Но это ещё не всё. Обманывают математики не только маленьких, но и взрослых. Как они это делают? Для этого мы отправимся в цирк и посмотрим на выступление иллюзионистов от математики. Естественно, с разобласением секрета фокуса.